Номинальная грузоподъёмность погрузчика (Qном) неразрывно связана с понятием центра тяжести груза. О номинальной грузоподъёмности погрузчика, которая приводится в спецификациях машины, можно говорить, только имея в виду груз стандартного размера со стандартным удалением центра тяжести груза от спинки вил.
Почему грузоподъёмность погрузчика так тесно связана с положением центра тяжести груза несложно понять, если учесть, что погрузчик фактически рассчитывается под определённый опрокидывающий момент, создаваемый поднятым грузом. Этот опрокидывающий момент зависит не только от веса груза, но и от длины плеча этой силы, то есть расстояния от оси поворота до центра тяжести груза. Осью вращения в данном случае является линия контакта передних колёс погрузчика с поверхностью пола. Для обеспечения продольной устойчивости погрузчика, этот опрокидывающий момент балансируется противовесом погрузчика с запасом примерно 30%, который необходим, чтобы погрузчик не клевал носом при резком торможении или возникновении других динамических нагрузок. Поэтому, если же груз имеет размеры больше стандартных, или центр тяжести сильно смещён вперёд, для сохранения необходимого запаса продольной устойчивости, допустимую грузоподъёмность погрузчика необходимо пересчитывать.
Как видно из приведённого выше рисунка, плечо действия силы тяжести груза, складывается из параметра Х – который определяется как расстояние от оси ведущего моста до спинки вил и называется Постоянная Момента Груза (ПМГ) и расстояния от спинки вил до центра тяжести груза.
Расчётный опрокидывающий момент легко вычислить, умножив номинальный вес груза на плечо действия этой силы:
Мном = Qном (х + Сном)
Превышать это значение опрокидывающего момента нельзя, поэтому если центр тяжести груза Сгр больше номинального, то допустимый вес груза должен быть снижен пропорционально увеличению плеча силы. Поэтому, в таком случае остаточная грузоподъёмность погрузчика Qост должна рассчитываться по формуле:
Номинальное значение грузоподъёмности погрузчика (Qном), которое приводится в его спецификациях, даётся для однородного стандартного груза в виде куба со стороной 1000мм, взятого вплотную к спинке вил. Таким образом, номинальный центр тяжести груза находится на расстоянии Сном=500мм от спинки вил по горизонтали и на таком же расстоянии от поверхности вил по вертикали. Для тяжёлых погрузчиков грузоподъёмностью от 5т до 16т, размер груза в виде куба увеличивается до 1200мм и соответственно грузоподъёмность определяется для Сном=600мм. Грузоподъёмность складской техники также всегда определяется для Сном = 600мм, поскольку все эти машины рассчитаны на работу со стандартными паллетами длиной 1200мм. Для сверхтяжёлых погрузчиков грузоподъёмностью свыше 16т, номинальный центр тяжести обычно принимается равным Сном =1200мм, поскольку ширина 20’ и 40’ футовых контейнеров, с которыми они обычно работают, равна 2400мм. Значение постоянной момента груза Х можно найти в спецификациях конкретного погрузчика.
Именно по указанной выше формуле рассчитаны так называемые Диаграммы Грузоподъёмности погрузчика, которые показывают уменьшение допустимой грузоподъёмности (остаточная грузоподъёмность) в зависимости от увеличения расстояния центра тяжести груза от спинки вил. Разумеется, что при уменьшении удаления центра тяжести ниже значения Сном, грузоподъёмность погрузчика не может увеличиваться и ограничена значением Qном, поэтому на графике образуется характерная полочка. Диаграмма имеет следующий классический вид:
Обычно эта диаграмма рисуется на табличке прикреплённой рядом с сиденьем оператора, который обязан строго следовать ей.
0 комментариев