Рабочий коридор вилочного погрузчика Ast

Рабочий коридор погрузчика является его важнейшей рабочей характеристикой и определяется как минимальная ширина коридора, в котором погрузчик с грузом способен развернуться на 90°, и произвести погрузку или разгрузку груза. Как понятно из определения, рабочий коридор, вообще говоря, определяется не только самим погрузчиком, но и размерами груза. Поэтому, в соответствии с наиболее распространённым стандартом VDI, в спецификациях погрузчика рабочий коридор указывается для стандартных типов груза, а именно с поддоном 1200х1000мм взятым поперёк и с поддоном 1200х800 взятым вдоль вил. Может показаться что с поддоном меньшего размера коридор должен быть соответственно меньше, однако всё совсем наоборот, поскольку больший по размеру поддон берётся по длине вил размером 1000мм, а меньший - размером 1200мм, при том что сильнее влияет на размер коридора именно длина груза.

Расчёт рабочего коридора представляет собой довольно нехитрую геометрическую задачку и различается для трёх и четырёх опорных погрузчиков. Суть расчёта в том, что при повороте задняя часть погрузчика описывает окружность радиусом равным Wa (внешний радиус поворота), а передняя радиусом R (внутренний радиус поворота). Если сложить эти две величины, то получится максимальный размер погрузчика при развороте. Добавив к нему минимальный зазор безопасности (a), который по стандарту принимается равным a = 200мм, получим требуемый рабочий коридор погрузчика (Ast):

Ast = R + Wa +a

Поскольку трёх опорный погрузчик разворачивается вокруг точки, находящейся между двумя передними ведущими колёсами, внутренний радиус поворота рассчитывается как корень из суммы квадратов, то есть:


где х – Постоянная Момента Груза

l6 – Длина груза

b12 – Ширина груза

Как видно из рисунка ниже, для четырёх опорного погрузчика внутренний радиус поворота рассчитывается проще:

R = х + l6

И следовательно:

Ast = х + l6 + Wa +a

Эта формула справедлива, только если ширина груза не превышает существенно ширину погрузчика, в противном случае расчёт придётся производить по более сложной формуле:

Всё приведённое является формулами расчёта, принятыми во всём мире в качестве стандарта. Тем не менее, находятся пытливые умы, которые любят делать всё по-своему. Они обычно просто берут диагональный размер погрузчика с грузом и прибавляют положенный запас безопасности в 200мм, что даёт значение рабочего коридора меньшее, чем то, которое рассчитывается по стандартным формулам.

Хотя явной ошибки в таком подходе не просматривается, однако следует иметь в виду, что для работы в таком коридоре, оператору придётся маневрировать взад-вперёд, чтобы избежать столкновения со стеллажом, что плохо скажется не только на производительности, но и на безопасности работы. В коридоре же, рассчитанном по стандартной формуле можно разворачиваться без дополнительного маневрирования взад-вперёд с соблюдением стандартных зазоров безопасности по 100мм с каждой стороны.

Многие клиенты пытаются сравнивать погрузчики разных брендов и делать выбор, основываясь на ширине рабочего коридора. Вряд ли можно назвать такой подход рациональным, поскольку параметры погрузчиков сложились под определённые стандарты, и разница в ширине рабочего коридора для погрузчиков различных брендов минимальна и обычно несущественна. Кроме того, существует опасность, что подстроив на вашем складе рабочие коридоры под какой-то определённый бренд, имеющий несколько меньшие размеры, вы окажетесь в ситуации заложника и не сможете его больше поменять, если возникнет желание это сделать по каким-либо другим соображениям.

Значения рабочего коридора всегда приводятся в спецификациях погрузчика, тем не менее, рекомендую относиться к ним критично и перепроверять. Дело в том, что некоторые производители не всегда следуют международному стандарту. Сложно сказать делают они это просто по ошибке или из корыстных соображений, чтобы получить конкурентные преимущества, но мне часто встречались спецификации погрузчиков, в которых коридоры рассчитаны для поддонов, взятых поперёк в обоих случаях или без добавления необходимого зазора безопасности.

Ещё одна типичная ошибка – часто клиенты измеряют расстояние между стойками стеллажей и считают это рабочим коридором, в котором должен работать погрузчик. Это неверно, поскольку грузы всегда выступают за границы стеллажа на 50мм или 75мм с каждой стороны (в зависимости от глубины стеллажа 1100мм или 1050мм), что уменьшает реальный рабочий коридор на 100мм или 150мм соответственно. Рассмотрение вопросов, связанных с рабочим коридором требует тщательного и внимательного подхода, поскольку ошибки в этом вопросе могут привести к серьёзным проблемам и тогда обойдутся очень дорого.